Main page
 English version Search Map Contacts To main page

 

Specifications |  Gallery | 

In the second half of 1936, tasked by the Central Administration of Aviation Industry (CAAI), the designer teams of N.N. Polikarpov, I.G. Neman, S.V. Ilyushin, S.A. Kogerilin, D.P. Grigorovich and P.O. Sukhoi conducted preliminary design studies of attack/recon aircraft with the AM-34FRN piston engine.

A CAAI commission reviewed the designs and arrived at the conclusion that they aircraft " in terms of their geometry, weight and flight performance do not differ very much from one another," and recommended to build three versions of the aeroplane with duralumin, US-technology-based, and wooden and mixed frames. Each version was assigned a chief designer: P.O. Sukhoi (plant No 156, Moscow), I.G. Neman (plant No 135, Kharkov) and N.N. Polikarpov (plant No 21, Gorky).

The commission's recommendations were approved by the country's leadership, and on 27th December 1936 there was published a resolution of Labour and Defence Council (LDC) on Development of High-Speed Long-Range Attack-Reconnaissance Aircraft, later referred to in correspondence under the code name of "Ivanov".

Having resumed work on the project, in early 1937, P.O. Sukhoi produced a design based on the air-cooled M-62 engine as a more rugged solution for battlefield environment. The new aeroplane's design made extensive use of extruded sections, and pressed and moulded structural members made of aluminium alloys and fabric-based laminates, whereas the use of the template method made it possible to simplify aeroplane engineering procedures and set up a production line. The project received shop designation of "SZ" (stands for "Stalin's Job" in Russian).

The prototype was engineered and built in the record-breaking time of 6 months. On 25th August 1937, M.M. Gromov took off in the first prototype aeroplane, SZ-1. The manufacturer's tests continued, on and off, punctuated with engine failures, till the end of 1938. The plane could not be presented for official testing because of the ban on using the M-62 engine.

December 1937 saw a "clone" (SZ-2) completed, the aeroplane making its first flight on 29th January. On instructions from the People's Commissariat of Defence Industry, in January 1938, SZ-2 was handed over for joint testing with the Air Forces, which took place in Yevpatoriya, with the Scientific Research Institute of Air Forces represented by Yu.A. Makarov and K.A. Kalilets. The tests were completed on 26th March, the aircraft having been found up to standard and recommended for series production.

Due to a variety of reasons, the Ivanov of I.G. Neman failed to be completed, and the aeroplane of N.N. Polikarpov did not take off the ground until late 1938. This meant that the Ivanov of P.O. Sukhoi was the winner of the unannounced competition. The governmental testing completed, SZ-2 arrived at plant No 156 to have its engine replaced, its service life having run its course. Fitted with a new engine, the aeroplane did not make more than a few flights as on 3rd August it was wrecked following the M-62 engine break-up.

A third SZ-3 aeroplane with an M-87 engine took off on 17th November 1938 with test pilot A.P. Chernavsky. After manufacturer's testing and follow-up, the SZ-3 was made available for official tests, which were completed in early April 1939. In terms of its flight performance, the aeroplane met all the requirements of the Air Forces, its superior design and flying qualities held in high regard. In March 1939, with governmental testing still in progress, the people's commissars of defence and aircraft industries petitioned the USSR CPC's Defence Committee (DC) to put the Ivanov aeroplane with M-87A engine into service in the Worker and Peasant Red Army and set up series production. A decision as to which plant to choose for production took a very long time to make, and it was not until July 1939, after PCAI had approved the 1939-40 aircraft prototype engineering plan, that the plant in the Kharkov started to gear up for full-scale production of the aeroplane designated BB-1 (for "short-range bomber one" in Russian). At the same time, P.O. Sukhoi was appointed Chief Designer of plant No 135.

Unlike its prototypes, the production aeroplane had an airframe featuring mixed materials (fuselage, a wooden monocoque with plywood sheathing; and a wing and tail group made of metal). This was due to the fact that the USSR did not yet have enough metal to build all-metal aircraft..

In 1940, the BB-1 (since December 1940 known as Su-2), having undergone a number of modifications, changed its production configuration, receiving M-88 and M-88B engines; the last production aeroplanes, about 60 in total, were fitted with the M-82 engine.

Moreover, in 1940 the production facilities for the aeroplane were expanded with plant No 31 in Taganrog and No 207 in the town of Dolgoprudny. A total of 910 Su-2 aeroplanes had been produced by the spring of 1942.

In the period of 1939-41, concurrently with full-scale production, the design bureau of P.O. Sukhoi worked on different versions of the aeroplane. It produced a number of alternative designs of the aircraft to boost its battlefield performance, including improvements to its aerodynamics, retrofitting it with new engines (M-63TK, M-81, M-89, M-90), and other initiatives

Su-2 aeroplanes started to be put into service in the AFRA in the second half of 1940. By the outbreak of the Great Patriotic War, as of 22nd June 1941, the fleet of Su-2 aircraft in the Air Forces numbered 213 (West Front, 75; South-West Front, 114; 9th separate army (Odessa Military District), 24). The hostilities up to 1944 involved (according to a number of sources) 14 to 17 short-range bomber regiments, over 12 reconnaissance and spotter squadrons and 18 flights armed with Su-2 aeroplanes.

At various times during the Great Patriotic War, Su-2 aeroplanes were flown by 27 pilots who were awarded the title of the Hero of the Soviet Union, with M.P. Odintsov and G.F. Sivkov being honoured with the title twice.



© Sukhoi Company (JSC) 2004-2014
Company |  Exhibitions |  Contacts |  News |  Projects |  Designed by IT-Bureau Zebra

ЛТХ |  Галерея | 

Су-2 Во второй половине 1936 г. по заданию Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) конструкторские коллективы Н.Н. Поликарпова, И.Г. Немана, С.В. Ильюшина, С.А. Когеригина, Д.П. Григоровича и П.О. Сухого провели предварительные изыскания по проектам штурмовиков-разведчиков с поршневым двигателем АМ-34ФРН.

Комиссия ГУАП рассмотрела проекты и пришла к выводу, что они «… по своим геометрическим размерам, весовым и летно-техническим данным очень мало разнятся друг от друга», и посчитала целесообразным строить самолет в трех вариантах конструкции: дюралевой, на базе американских технологий, деревянной и смешанной. По каждому из вариантов были назначены главные конструкторы: П.О. Сухой (завод № 156, г. Москва), И.Г. Неман (завод № 135, г. Харьков) и Н.Н. Поликарпов (завод № 21, г. Горький).

Предложение комиссии получило одобрение руководства страны, и 27 декабря 1936 г. вышло  постановление Совета Труда и Обороны (СТО) «О постройке скоростного дальнего штурмовика-разведчика», позднее упоминавшегося в переписке под шифром «Иванов».

Продолжив работу по теме, в начале 1937 г. П.О. Сухой переработал проект под двигатель воздушного охлаждения М-62, как более надежный в боевых условиях. В конструкции нового самолета нашли широкое применение прессованные профили, штампованные и литые силовые узлы из алюминиевых сплавов, гибкий текстолит, а использование плазово-шаблонного метода позволило упростить изготовление самолета и обеспечило возможность его массового поточного производства. Проект получил внутризаводское обозначение СЗ («Сталинское задание»).

Су-2 Разработка и постройка опытного образца была осуществлена в рекордно короткий срок – 6 месяцев. 25 августа 1937 г. М.М. Громов поднял в воздух первый экземпляр самолета СЗ-1. Заводские испытания с перерывами, вызванными поломками двигателей, продолжались до конца 1938 г. На государственные испытания самолет не передавался из-за запрета на эксплуатацию двигателей М-62.

В декабре 1937 г. закончили постройку «дублера» (СЗ-2), первый полет самолет совершил 29 января. По распоряжению Наркомата оборонной промышленности, в январе 1938 г. СЗ-2 передали на совместные с ВВС испытания, которые проводились в Евпатории, от НИИ ВВС в них участвовали Ю.А. Макаров и К.А. Калилец. Испытания были завершены 26 марта, самолет получился удачным и был рекомендован к серийной постройке.

По разным причинам «Иванов» И.Г. Немана не был достроен, а самолет Н.Н. Поликарпова поднялся в воздух только в конце 1938 г. Это означало, что «Иванов» П.О. Сухого оказался победителем необъявленного конкурса. После завершения госиспытаний СЗ-2 поступил на завод № 156 для замены двигателя, выработавшего свой ресурс. С новым двигателем были выполнены только несколько полетов, а 3 августа самолет потерпел катастрофу, причиной которой стало разрушение двигателя М-62.

Су-2 Третий экземпляр самолета СЗ-3 с двигателем М-87 поднял в воздух 17 ноября 1938 года летчик-испытатель А.П. Чернавский. После заводских испытаний и доводок СЗ-3 передали на государственные испытания, которые завершились в начале апреля 1939 г. По своим летным характеристикам самолет полностью удовлетворял ВВС, отмечалась высокая техническая культура машины и хорошие летные данные. В марте 1939-го, еще до завершения госиспытаний, наркомы обороны и авиапромышленности обратились в Комитет Обороны (КО) при СНК СССР с просьбой принять самолет «Иванов» с двигателем М-87А на вооружение РККА и организовать его серийное производство. Решение о выборе серийного завода сильно затянулось, лишь в конце июля 1939 г., после утверждения в НКАП плана опытного самолетостроения на 1939-40 г.г., на заводе в г. Харькове приступили к подготовке серийного производства самолета под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик – первый). Одновременно П.О. Сухой был назначен Главным конструктором завода № 135.

В отличие от опытных образцов, серийный самолет имел смешанную конструкцию (фюзеляж – деревянный монокок с фанерной обшивкой, крыло и стабилизатор – металлические). Последнее обстоятельно объяснялось тем, что на большую серию цельнометаллических самолетов в СССР еще не хватало металла.

В 1940 г. ББ-1 (с декабря 1940 г. – Су-2), претерпев ряд доработок, стал выпускаться с двигателем М-88, М-88Б, а последние серийные самолеты, около 60 экземпляров, имели двигатель М-82.

Кроме того, в 1940 г. к производству самолета были подключены заводы № 31 в г. Таганроге и № 207 в г. Долгопрудном. Всего до весны 1942 г. было выпущено 910 самолетов Су-2.

В период 1939-41 г.г. параллельно с серийным производством в КБ П.О. Сухого велись работы по модификации самолета. Был разработан ряд проектов самолета с улучшенными летно-тактическими характеристиками, которые включали в себя улучшение его аэродинамики, оснащение новыми двигателями (М-63ТК, М-81, М-89, М-90) и т.д.

Су-2 начали поступать на вооружение частей ВВС КА во второй половине 1940 г. К началу Великой Отечественной войны на 22.06.1941 г. парк самолетов Су-2 в ВВС насчитывал 213 экземпляров (Западный фронт – 75; Юго-Западный фронт – 114; 9 отдельная армия (Одесский военный округ) – 24). В боевых операциях до 1944 г. принимали участие (по разным источникам) от 14 до 17 ближнебомбардировочных авиаполков, более 12 разведывательных и корректировочных эскадрилий и 18 звеньев, вооруженных самолетами  Су-2.

В разное время, в годы Великой Отечественной войны на самолетах Су-2 воевали 27 летчиков, удостоенных звания Героев Советского Союза, из них М.П. Одинцов и Г.Ф. Сивков удостоены этого звания дважды.



© ПАО "Компания "Сухой" 2004-2017
О сайте
О компании |  Логистическая поддержка |  Акционерам и инвесторам |  Контакты |  Вакансии |  Новости |  Авиация в интернете |  Designed by IT-Bureau Zebra